Перейти к содержимому
tkha

Vellosillo Dreams: спасение забытой деревни в Сеговии

Recommended Posts

16023.jpg.04bad50e146c3e80ec13568c5c40bd50.jpg

 

Заброшенная деревня посреди Кастильи. Трое жителей. И фонд в размере 200 000 евро из венчурного капитала. Это - начало самого амбициозного на сегодняшний день плана по спасению сельской Испании. Пилотный проект, который хочет быть маяком для сотен деревень на грани вымирания по всей Испании. Поскольку ни правительства автономий, ни правительственные делегации, ни тем более Конгресс депутатов не могут договориться применить шоковый план против самой большой проблемы Испании в ближайшие десятилетия, в битву вступили обычные люди - потомки бывших жителей деревни Вельосильо (Сеговия). Они назвали фонд Vellosillo Dreams и уже работают над тем, чтобы привлечь в деревню бизнес. На данный момент, есть два соглашения. Мэрия Сепульведы, муниципалитета, к которому относится деревня, пообещал инвестиции в размере 90 000 евро в базовую инфраструктуру деревни в 2019 году.

 

"Здесь государство давно покинуло нас, остался только один прописанный человек, мы были и мы остаемся заброшенной деревней. А что происходит в Испании, когда нет жителей? - Правильно, они оставляют тебя без сервисов. Прошлым летом мы поняли, что если не начнем действовать, они закроют деревню. Мы 50 дней были без воды. В сельском мире есть много упаднического настроения и депрессии среди жителей, поэтому мы решили - брать быка за рога", говорит Хорхе Хуан Гарсия, автор Стратегического Плана, призванного оживить это маленькое поселение, образованного пересечением улиц перед церковью.

 

План был единогласно одобрен Ассоциацией жителей Вельосильо, образованной 170 детьми и внуками проживавших тут людей, большинство из которых теперь - резиденты Мадрида, среди них - финансисты, архитекторы и юристы. Все готовы работать бесплатно, чтобы спасти деревню, в которой 50 лет назад жили 200 человек. Их идея - переехать сюда в не слишком отдаленном будущем. "Попытки населить сельские районы в Испании потерпели неудачу по двум причинам - либо потому, что нет товарищества (общества) для поддержки населенного пункта, либо потому, что эти попытки не имели долгосрочного планирования. Мы изучили экологические деревни и множество проектов во всех частях Испании, но не один не работает", говорит Гарсия, финансовый консультант по профессии и один из трех человек, которые сейчас живут в деревне.

 

"Мы, к счастью, очень активное сообщество, и наш план является долгосрочным, теперь первое, что нам нужно - это фундамент для того, чтобы это место вновь стало пригодным для жизни. Без этого невозможно перейти к этапу привлечения жителей и предпринимателей", признается он. В Вельосильо почти нет канализационной системы и резервуаров для воды. Также нет уличного освещения и никаких услуг, кроме сервиса сельского врача, который появляется здесь раз в неделю.

 

16024.jpg.b96eae4a2473928dcda84ebac13821a0.jpg

 

Новаторский фонд

 

Этот фонд, вдохновленный венчурным капиталом, является звездным планом для Вельосильо. Он действует по тем же принципам, как и большие технологические фонды, хотя и менее ориентирован на немедленную отдачу. "Мы обеспечили подписку на 200 000 евро среди трех жителей, мы будем поддерживать людей, которые хотят переехать, чтобы создать свой бизнес с миноритарным участием. Мы поможем финансово и в принятии рисков, а также во всем, в чем мы можем, всегда бумая о получении прибыли. Когда мы инвестируем в два или три проекта, мы откроем фонд для всех жителей Вельосильо и для всех, кому интересно принять участие от 1000 евро", говорит Гарсия, который имеет большой опыт в инвестициях этого калибра.

 

"Если в первые пять лет мы сделаем первые шаги правильно, это будет притягивать многих и "выстрелит". Есть много людей, желающих инвестировать в хорошо продуманные проекты в сельской местности. Пуэбло сможет выжить только тогда, когда является достаточно привлекательным по сравнению с городом, а это означает создание рентабельной и устойчивой экономики, а не искусственного организма, поддерживаемого субсидиями", подчеркивает "мозг" проекта.

 

16025.jpg.e070b0ec05ae808f4ac0f75333a994a2.jpg

 

Фонд покроет первоначальный спрос на инвестиции, который возникнет: будь то производство фуража для лошадей, или ресторан, или сельский отель. "Мы - 170 преданных потребителей. Если к нам придет ресторан, то он будет знать, что у него будет гарантированный спрос, то же самое для любого другого продукта или сервиса", уверяет Гарсия. Единственное требование, которое фонд ставит перед бизнесом - с уважением относиться к окружающей среде.

 

В настоящий момент, подтверждены две инвестиции. Первая - это эксплуатация пяти гектаров земли, на которой буду разти экологически чистые зерновые культуры, и будут изучаться другие объекты агролесомелиорации. Цель - обеспечение экологическим зерном и кормами производителям в окрестностях Вельосильо и коммерциализация других видов деревьев. Вторая инвестиция - новаторский аналог проекта по лесному хозяйству в Европе. Он основан на планировании лесов, состоящих их растений, которые обеспечивают рентабильность в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, и уже дает хорошие результаты в нескольких странах Латинской Америки.

 

16026.jpg.051b9ca02c2d90f4e7df9188f12eb58a.jpg

 

"А что же местные власти? Какая реакция на фонд у них?" - спросит искушенный российский читатель. Об этом - в следующей части истории о возрождении одной из испанских деревень. (Продолжение следует).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ездил по делам в Псковскую область, 170 км на машине и все деревни мертвые ,заброшенные, где же внуки жителей  этих деревень, почему не спасают, не создают фонды. Наверно, в том числе , и в Испании, ну и конечно в Пскове, Новгороде, Москве,Питере. Все выглядит гораздо хуже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

16027.jpg.2c0dec6aba7c6f6d06506f7116e12883.jpg

 

Сдвинуть государственного динозавра с места

 

Машина под названьем Вельосильо не может начать движение без коробки передач. И это, в первую очередь, инфраструктура для того, чтобы люди могли поселиться здесь и вести бизнес. Ассоциация жителей хочет создать консорциум вместе с мэрией Сепульведы и Депутацией правительства Сеговии. Мэрия уже сказала "да" устами своего мэра Рамона Лопеса, который тоже принимает активное участие в этой инициативе. Что скажут власти Сеговии - пока неизвестно. Три недели назад у них попросили о встрече и до сих пор не получили ответа.

 

"Изменить что-то сверху, через Администрацию - я считаю, что это невозможно. Это было бы слишком просто. Даже изменив просто налогообложение, вы сделаете это всё более привлекательным. Налоговый вычет 50% для людей и компаний, которые обоснуются в деревне, или снизить обязательный платеж предпринимателям - всё это заинтересует многих людей", говорят представители Ассоциации. Вот почему Сильвия Гарсия, ко-основатель Фонда, говорит, что не понимает, почему Депутация подрезает крылья консорциуму: "То, что сейчас здесь происходит, больше такого нет нигде (речь идет о Фонде). Я не вижу причин, почему властям не дать возможность маленькому пуэбло попробовать что-то новое, лни ничем не рискуют, а потенциальная выгода огромна".

 

То, что просит консорциум - это 200 000 евро на инфраструктуру. Из них 140 000 евро - это удержание 50% муниципальных налогов (IBI и сборов) в течение 10 лет. Остальная сумма будет финансироваться из частных фондов. "Если Депутация откажется сформировать консорциум и дать нам эти налоговые поступления, будем искать альтернативы. Мы найдем способ. Есть много программ развития сельских районов, финансируемых Европой", говорят жители. Если добавить 200 000 фонда Vellosillo Dreams, то получатся 400 000 евро, необходимых для возрождения пуэбло.

 

Мэр Сепульведы, который выступает  связующим звеном между жителями и Администрацией, ясно говорит об этом: "Это в первый раз, когда на стол к нам легли конкретные предложения. Существует Закон 45/2007 Об устойчивом развитии сельской среды, который засмеяли до смерти. Прошло уже 10 лет, и ничего не было сделано". Мэр соглашается с членами Ассоциации в том, что сельские муниципалитеты действуют "как пожарные, бросаясь в гущу огня", в то время как власти автономий и провинций ставят временные заплатки, не имея долгосрочного плана.

 

 

Экологическая резервация

 

16028.jpg.12f5fa506bb799ea289d010474a9cd98.jpg

 

ОК, предположим, что жизненная инфраструктура в деревне появилась. Что дальше? Это станет фундаментом для проведения критической фазы: привлечения жителей и компаний в деревню. Во-первых, сначала следует открыть рынок аренды уже существующего жилья - домов, которые стоят закрытыми 10 месяцев в году, как и в тысячах других испанских пуэбло. Если этого будет недостаточно, будут строить жилью с помощью кллператива устойчивого строительства. "Если мы выведем на рынок устойчивое жилье по 50 000 евро, у нас будет большой спрос. Люди, которые за то же самое платят 300 000 евро в Мадриде и тратят много денег на электроэнергию, здесь их сэкономят", говорит Гарсия, который живет в таком доме у въезда в деревню.

 

Что касается компаний, то для того, чтобы получить средства из фонда Vellosillo Dreams, они должны отвечать требованию иметь устойчивые ценности, чтобы сделать место "экологической резервацией, наподобие таких, которые уже существуют в Германии и Франции". Или согласиться переехать жить в деревню, если планируют запустить старт-ап или заняться традиционной торговлей. Стратегический План показывает, что одна треть бизнеса должна быть физической или в реальной экономике, вторая треть - в виртуальной экономике (работа через интернет) и еще одна треть - пенсионеры. Максимум жителей - 150 человек, которые не окажут большого давления на 700 гектаров, принадлежащих деревне.

 

16029.jpg.eadaea1c1667276a950b00bde0b9cab3.jpg

 

План разработан на 10 лет и всё ещё находится в зачаточном состоянии, но он является реальным будущим сельской местности, как только станет жизнеспособным. В основном потому, что нет другой альтернативы, чтобы избежать смерти всех пуэбло. В Вельосильо жители имеют сильную веру. "Единственная опасность заключается в том, что сообщество начинает разрушаться, люди готовы выбросить белый флаг. В этом проекте у нас будут успехи, и мы, может быть, будем делать ошибки, но мы должны, должны изгнать из испанцев это чувство страха перед неудачей, потому что это - абсурд. И что произойдет, если все пойдет плохо и мы закроем деревню? Мы должны будем закрыть её и и так, если не будем пытаться ничего делать".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

  • Похожие публикации

    • Автор: tkha
      Это даже не новость, а напоминание.
       
      В марте в Испании проводится переход на летнее время, стрелки часов переводятся на один час вперед. В ночь с субботы 24 марта на воскресенье 25 марта в 02:00 (на Канарском архипелаге в 01:00) часы переводятся на один час вперед.
       
      По данным министерства промышленности, энергетики и туризма, потенциально экономия электроэнергии в связи с переходом на летнее время составит 5% от потребления электроэнергии, что эквивалентно 300 миллионам евро.
    • Автор: tkha
      Вы покупаете стиральные порошки и моющие средства по акции? Вы предпочитаете делать ставку на самые дорогие из них, потому что не хотите рисковать своей одеждой? Не всегда самое дешевое - самое худшее, но чтобы помочь нам с выбором средства, которое действительно работает, Общество потребителей (OCU) проанализировало 63 марки жидкого моющего средства для стиральных машин, как в бутылках, так и в капсулах. Испытания проводились на 19 видов пятен при температуре 30 градусов. Моющие средства тестировались на различных видах пятен и использовались дозы, рекомендованные производителями.
       
      Лучший результат - 76 баллов из 100 возможных - получил гель для белой и цветной одежды марки Bosque Verde из Меркадоны. При испытаниях было установлено, что он эффективно удаляет пятна от жира, пигменты и пятна, окислившиеся со временем. Кроме того, для OCU этот гель стал "главной покупкой", так как он имеет лучшее соотношение "цена-качество" - 2,95 евро за бутылку с 30 дозами для стирки.
       
      Два следующих средства в списке принадлежат марке Formill, собственному бренду торговой сети LIdl - в капсулах за 3,99 евро и в виде геля за 2,99 евро. Капсулы этой марки показали особенно хорошие результаты с точки зрения белизны тканей. Гель получил хорошие результаты при удалении пятен жира и пигментов.
       
      Четвертое место в рейтинге занял гель марки Eroski Superior, за 4,95 евро. Он получил то же количество баллов - 66 - что и средство, занявшее пятое место - жидкий Ariel Actilift Alpine за 11,90 евро.
    • Автор: tkha
      Жители Испании покупают больше органических продуктов, готовят более здоровую пищу и едят более здоровую пищу. Очевидно, что восстановление занятости изменило приоритеты домашних хозяйств. Несколько лет назад было много семей, которые едва сводили концы с концами в дни перед зарплатой. Но теперь - в Испании растет "зеленая волна", как и во всем мире. "Это было тенденцией в последние годы, и теперь она окончательно определилась", говорит Флоренсио Гарсия, автор доклада "Соотношение распределения и потребления в 2017 году", представленного в этот четверг компанией Kantar Worldmedia. Для сектора это - не тривиальные цифры. В 2017 году потребление увеличилось на 1,3%, в том числе за счет этой тенденции покупать более здоровые продукты. И расход на одно домохозяйство достиг 4 190 евро (+1% к 2016 году).
       
      Цифры отражают это стремление к здоровым привычкам. Четыре из каждых десяти домохозяйств приобретают какой-либо продукт серии "Био", 74% - придерживаются здоровой диеты, а 69% - предпочитают местные продукты и готовы платить за них больше. Всё наоборот по сравнению с докладом за 2011 год, когда, в разгар кризиса, больше всего потребителей волновала цена. Однако Kantar не отождествляет новую тенденцию потребления с финансовой реальностью страны. "Это не локальный тренд, он мировой, и сейчас он на подъеме в Испании".
       
      То, чем мы заполняем свой холодильник в Испании, отражает изменения в привычках. В 2017 году жители испании потратили на 25,7% больше на авокадо, 13,4% на лосося, на 12,3% больше на капусту, на 11,3% больше на треску и на 5,8% больше на бананы. То есть, овощи, фрукты и рыба - основа средиземноморской диеты. Также взлетело потребление упакованных здоровых продуктов: на 50,2% больше нута, на 13,3% больше чечевицы и на 13% больше орехов.
       
      Но тенденция заботиться о своем здоровье не останавливается только на продуктовой корзине, в которой доля био/эко продуктов выросла на 14% всего за один год. Она расширилась на то, как мы готовим из того, что покупаем.
       
      Покупаем, готовим и потребляем более здоровую пищу
       
      Количество пищи, приготовленной на гриле, сваренной или запеченной в духовке, увеличилось на 2% и достигло 34%, 30,6% и 12% всех раз, когда мы садимся за стол. При этом теряет позиции пища жареная (19,2%), приготовленная в миктоволновке (5%) и панированная (2,8%). "Продолжает расти простая и здоровая кухня", говорят авторы доклада. При этом на втором месте по потреблению (31,4%) - продукты, которые не надо готовить или охлажденные.
       
      Изменения в привычках также влияют на завтраки - достаточно взглянуть на фотографии, которые испанцы выкладывают в Инстаграме. Овсяное молоко, семена чиа, сироп агавы, авокадо и соки "детокс" - то, что раньше было в самом низу потребления. Никаких булочек. И это отражается на цифрах. 19,1% испанцев завтракают салатом, тогда как пять лет назад их было 13,2%. Кроме того, потребление фруктов вне обеденного время увеличивается на 6,5% - перекусы стали здоровее.
       
      На выбор магазина также влияют привычки в еде. Гипермаркеты теряют долю рынка в пользу супермаркетов и региональных сетей. Региональные сети Consum, Dani, Ahorramás, Bon Preu увеличили свою совместную долю рынка на 0,3% до 11,4%, так как потребители хорошо воспринимают их с точки зрения свежести продуктов.
       
      Большие торговые сети знают это и не теряют времени даром. Mercadona обновляется, чтобы быть в тренде и делать ставку на свежее - эта сеть держит в своих руках 20% продаж свежих продуктов (фруктов, овощей, мяса и рыбы) по всей стране. Компания, возглавляемая Жуаном Ройчем, также сделала ставку на вегетарианские продукты. Подтягиваются Carrefour (запустил линию Био), El Corte Inglés (зарезервирована секция под Био), а LIdl снижает сахар в продуктах и напитках и убирает пальмовое масло.
       
      А что же продажа продуктов онлайн? Нет, она выросла лишь на 0,9% по сравнению с 2013 и составляет 1,9%. "Мы, испанцы, знаем толк в свежих продуктах. Нам надо лично поговорить об этих продуктах с мясником, зеленщиком или продавцом рыбной лавки. Физические магазины свежих продуктов никогда не исчезнут, но правда и то, что им придется измениться в будущем", говорит Гарсия.Несмотря на критику сайта Mercadona, большинство покупок в интернете приходится на эту валенсийскую сеть, а так называемые pure-players - Amazon, Ulabox и Midespensa - до сих пор вместе не достигли 20%. "Это логично, так как эти платформы работают в крупных городах", говорит Гарсия.
       
      Вместе с тем испанские потребители продолжают основываться на соотношении "цена-качество". 67,2% потребителей обращают внимание на это соотношение при выборе магазина, в котором будут делать покупки. Далее идут варианты "близость к дому" и "качество свежих продуктов".
       
      Испанцы стали ходить за покупками на 100 раз меньше, чем в 2001 году. Тогда этот показатель равнялся 351, сейчас - 245, считая каждый визит в магазин.
       
      Единственная позиция, которая снизила продажи - это парфюмерия. Упакованные продукты, скоропортящиеся продукты, бытовая химия - продажи растут, а вот продажа парфюмерии снизилась на 5,4%. "Пожилые люди держат под контролем эти расходы, а молодежь упростила её использование", говорит эксперт из Kantar.
    • Автор: tkha
      "Как только я просыпался, мой завтрак состоял из пива, затем плавно переходил в обед из пива - и так далее...". Так проходили дни Манеля Гарсеса, который из-за глубокой алкогольной зависимости потерял работу и жилье.
       
      Он начал пить в 20 лет, совмещая выпивку с работой в кафе официантом, матросом на пароме и даже рабочим на шахте. По мере того, как он взрослел, визиты в бар становились всё более частыми, а кошелек - всё более тощим. В раннем возрасте Манель потерял нескольких родственников, а с остальными у него не было хороших отношений. "Когда я был зависим от алкоголя, я был не в состоянии работать, голова совсем не работала. Было очень трудно". В результате он провел пять лет, скитаясь по подъездам, помещениям с банкоматами и у витрин магазинов. Затем - еще пять лет на паркинге, где он соорудил себе нечто вроде жилья. Всего - 10 лет, во время которых худшими были презрение и одиночество.
       
      "Люди презирают нас, потому что думают, что мы на улице из-за нашего желания, но это в корне неправильно", признается он. Существует широко распространенный обычай идти по улице и проходить мимо биздомного, делая вид, что его не существует, просто игнорируя его. Манель, у которого теперь есть жилье, где можно спать, с высоты своего опыта говорит: "У каждого, кто живет на улице, есть проблемы. Но никто не подходит, чтобы спросить, какие у тебя трудности". Манель лучше всех знает, как это - жить такой жизнью, и поэтому он просит "не осуждать их, анализируя". Общество привыкло жить, комфортно наклеив ярлык на человека, не зная, что привело его к такой ситуации, всего контекста.
       
      Ферран Бускетс, директор Фонда Fundación Arrels, помогающего бездомным, уверяет, что люди не дают деньги на такого рода помощь, потому что думают, что те, кто оказался на улице, потратили все свои средства на алкоголь. Но он также признает, что и такие случаи тоже есть. "Есть бездомные люди, которым нужны деньги на пиво, иначе, в противном случае, они будут еще более опасны из-за синдрома белой горячки", говорит он.
       
      Манель провел годы на улице, употребляя алкоголь, и никто не подходил к нему, чтобы заговорить. Благодаря помощи Фонда, врачей и своей собственной воле, он смог уйти с улицы и оправиться от своей болезни. Поэтому Манель предлагает социума оставить страх общения с бездомными и понять, что эти люди имеют ту же ценность, что и мы с вами. "Этому человеку не хватает помощи, и вы должны дать её. Но он всегда будет пьяным, потому что вы хотите, чтобы он был таким".
       
      Годы, проведенные на улице, и употребление алкоголя привели к серьезным проблемам со здоровьем. 16 ноября 2016 года он получил звонок, который никогда не забудет - "позвонили из Клинического Госпиталя Барселоны и сказали, что у них есть почка для меня, и в тот же день я лег в госпиталь". С тех пор Манель не возвращается к выпивке. Фонд имеет сеть из 80 отдельных и коммунальных квартир. Манель уже 2 месяца живет в одной из них. Основные требования, которые предъявляет Фонд к своим жильцам - внести небольшой взнос пропорционально своим доходам, акцептовать (принять) все меры поддержки, какие дает Фонд и не иметь проблем с выделенным жильем.
       
      Манель теперь работает волонтером в Фонде, а по пятницам ходит в театр. "Я самый счастливый человек в мире. У меня есть свой дом, своя зарплата, я не пью алкоголя и не имею пороков". Он хочет вновь найти своих братьев, с которыми не виделся 14 лет. "Я думаю, что со временем я начну с ними разговаривать".
    • Автор: tkha
      Все испанцы предпочитают питаться свежими продуктами, но в зависимости от автономии продуктовые корзины различаются. Так, больше всего мяса едят жители Кастильи и Леона, галисийцы потребляют почти в два раза больше рыбы, чем балеарцы, а астурийцы очень любят фрукты. Такие данные приводятся в последнем отчете о производстве, распределении и потреблении продуктов питания в Испании, опубликованном министерством сельского хозяйства и рыболовства, продовольствия и окружающей среды.
       
      В отчете есть и курьезная статистика, которая может служить иллюстрацией поговорки "Сапожник без сапог" (или "В доме кузница - нож из палки"). Так, в Риохе, самом известном винодельческом регионе страны, и в Кастилье Ла Манче, которая является самым большим винным регионом в мире, меньше всего в Испании потреляют вина (1,8 и 1,7 литра, соответственно), в то время как в среднем каждый испанец выпивает 4,2 литра этого напитка. "Рекорд" в этом занятии принадлежит балеарцам - 7,9 литра, затем идут баски - 6,4 литра.
       
      Другим поразительным фактом является то, что в "колыбели испанского банана" - на Канарах - едят меньше фруктов, чем в среднем по стране, а пальму первенства удерживает противоположный, северный, регион страны - Астурия, где поглощается больше всего апельсинов, яблок и груш. Вслед за астурийцами идут жители Кастильи и Леона, Страны Басков, Наварры, Галисии и Арагона - все они покупают больше 100 килограммов фруктов год. На противоположном полюсе - Риоха, где покупают только 77,2 килограммов фруктов в год. Средний показатель для Испании - 99,5 килограммов.
       
      Другой элемент здоровой диеты - свежие или обработанные овощи - поступает в дома испанцев в количестве около 60 килограммов в год. Этот показатель увеличивается до 78,9 килограммов в Арагоне и до 65,9 килограммов в Каталонии, но снижается до 47,5 килограммов в Кантабрии.
       
      После фруктов и овощей идет очередь мяса - 50,1 килограмм в год. В этом разделе лидирует автономия, известная своими мясными деликатесами - Кастилья и Леон, 58,7 килограммов на человека в год; далее идет Арагон - 57,1 килограммов в год.
       
      А вот Галисия, являющаяся, по мнению многих, регионом с самыми лучшими морепродуктами в Испании, лидирует по потреблению рыбы - в среднем 32 килограмма на человека в год, и это намного больше, чем в других автономиях, окруженных морскими водами - на Канарах (18,6 килограммов) и на Балеарах (17,7 килограммов). Среднее значение потребления рыбы и морепродуктов для Испании - 25,5 килограммов на человека в год.
       
      Жители Галисии также потребляют больше всего оливкового масла в Испании - 10,8 литров в год. Далее идут их соседи, жители Кантабрии и Астурии, а также Риохи - во всех этих автономиях потребление оливкового масла выше, чем в среднем по стране (8,5 литров в год).
       
×
×
  • Создать...